О диспетчеризации вообще
Добавлено: 11 мар 2012, 20:53
Сначала несколько слов о том, как мы (ОАО ТЕВИС, Тольятти) понимаем значение этого термина и что реализуем в своей диспетчеризации. Наше понимание данного вопроса основано на специфике нашей деятельности - тепло- и водоснабжении Автозаводского района г.Тольятти.
Dispatch по английски - быстро делать что-либо. Если иметь в виду оперативное управление системами тепло- и водоснабжения района с почти полумиллионным населением, то быстро - это значит реагировать на разные нарушения в технологии этого процесса в течение секунд, максимум - минут, и ни в коем случае не в течение часов или суток. Поэтому система нашей технологической диспетчеризации построена на принципах работы в режиме, близком к реальному времени. В этой системе нет коммерческого учета как такового - просто множество датчиков, установленных на сетях и технологических объектах (ЦТП, различные насосные станции, коммуникационный коллектор и пр.) и подключенных к специальным коммуникационным контроллерам, собирают определенный массив информации, который:
а) архивируется с разными временными интервалами усреднения - 30 сек, 1 час, 1 сутки;
б) немедленно предоставляется на рабочие места оперативного персонала. Немедленно - это для аналогового измерения около 3-5 сек (в принципе можно дотянуться до 1 сек), двоичный сигнал (типа "вкл-выкл") - не более 0,5 сек.
В целом такая система диспетчеризации ощутимо дороже той, что собирает информацию из архивов только теплосчетчиков и других приборов с узлов учета. Как она организована в целом - можно описать, но система достаточно специфичная и реально необходима только тем, кто обслуживает в первую очередь технологию энергоснабжения, а не только узлы учета. Да, и еще - абсолютно все программное обеспечение технологической диспетчеризации и коммуникационные контроллеры для нее - это наша собственная разработка. На начальных этапах (1993-98 гг.) мы пытались внедрять разные комплексы других производителей, но, как ни странно, оказалось, что сами можем сделать не хуже, встали на эту дорожку и вот уже много лет с нее не сворачиваем.
Из всего сказанного выше следует, что системы, автоматически и дистанционно собирающие архивы, накопленные теплосчетчиками, в нашем понимании не являются диспетчерскими, т.к. не могут обеспечить требуемую нашему персоналу оперативность предоставления информации. Плюс к этому они еще много чего не умеют. Но это вовсе не означает, что они не имеют право на существование.
О том, что представляет из себя система сбора архивных данных с теплосчетчиков, разработанная и внедренная у нас - в другой теме этого раздела. А здесь, если будут вопросы, можно будет продолжить разговор о "настоящих" системах диспетчеризации.
Dispatch по английски - быстро делать что-либо. Если иметь в виду оперативное управление системами тепло- и водоснабжения района с почти полумиллионным населением, то быстро - это значит реагировать на разные нарушения в технологии этого процесса в течение секунд, максимум - минут, и ни в коем случае не в течение часов или суток. Поэтому система нашей технологической диспетчеризации построена на принципах работы в режиме, близком к реальному времени. В этой системе нет коммерческого учета как такового - просто множество датчиков, установленных на сетях и технологических объектах (ЦТП, различные насосные станции, коммуникационный коллектор и пр.) и подключенных к специальным коммуникационным контроллерам, собирают определенный массив информации, который:
а) архивируется с разными временными интервалами усреднения - 30 сек, 1 час, 1 сутки;
б) немедленно предоставляется на рабочие места оперативного персонала. Немедленно - это для аналогового измерения около 3-5 сек (в принципе можно дотянуться до 1 сек), двоичный сигнал (типа "вкл-выкл") - не более 0,5 сек.
В целом такая система диспетчеризации ощутимо дороже той, что собирает информацию из архивов только теплосчетчиков и других приборов с узлов учета. Как она организована в целом - можно описать, но система достаточно специфичная и реально необходима только тем, кто обслуживает в первую очередь технологию энергоснабжения, а не только узлы учета. Да, и еще - абсолютно все программное обеспечение технологической диспетчеризации и коммуникационные контроллеры для нее - это наша собственная разработка. На начальных этапах (1993-98 гг.) мы пытались внедрять разные комплексы других производителей, но, как ни странно, оказалось, что сами можем сделать не хуже, встали на эту дорожку и вот уже много лет с нее не сворачиваем.
Из всего сказанного выше следует, что системы, автоматически и дистанционно собирающие архивы, накопленные теплосчетчиками, в нашем понимании не являются диспетчерскими, т.к. не могут обеспечить требуемую нашему персоналу оперативность предоставления информации. Плюс к этому они еще много чего не умеют. Но это вовсе не означает, что они не имеют право на существование.
О том, что представляет из себя система сбора архивных данных с теплосчетчиков, разработанная и внедренная у нас - в другой теме этого раздела. А здесь, если будут вопросы, можно будет продолжить разговор о "настоящих" системах диспетчеризации.